Строительство, ремонт и архитектура  
Добавить в избранное
Сделать стартовой
Карта сайта
   
Главная страница
Новости отрасли
Каталог фирм
Стройматериалы
Строительные услуги
Оборудование, техника
Статьи
Рынки
Исследования
Тендеры
Поиск
Выставки

Добавить фирму
О проекте
Реклама на сайте
Обратная связь






Подписаться на новостную рассылку по строительству и ремонту.



Поиск




Новости предприятий

23.01.2008


Источник: ЕВРОЦЕМЕНТ груп

Интервью Председателя Совета директоров ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» Филарета Гальчева газете «Коммерсант».

России по-прежнему нужно почти в два раза больше цемента, чем производят отечественные заводы. С 90-х годов в стране не было построено ни одного цементного производства "с нуля", но сейчас месторождения цементного сырья продаются на аукционах по стоимости, сопоставимой с нефтяными и угольными месторождениями. Вложить миллиарды долларов в отрасль собираются "Базовый элемент" и "ИНТЕКО". Инвестиционную привлекательность цементного производства проанализировал Председатель Совета директоров ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" Филарет Гальчев.

- Каковы реальные цифры по себестоимости цемента на данный момент?

- Однозначных цифр назвать нельзя, все зависит от того, какую стратегию ведения бизнеса для себя выбирает компания. Себестоимость - творческое понятие, которым можно манипулировать. При желании я могу сделать себестоимость производства тонны цемента и $20. Но это при условии, что я ничего не буду вкладывать в развитие предприятий, урежу заработную плату сотрудникам и буду только оплачивать необходимые для производства мощности: газ, электроэнергию, а также железнодорожные тарифы. Но тогда через год все заводы умрут, ведь сегодня возраст самого молодого российского цементного завода - около 45 лет.

Вот, например, на каждую тонну цемента, производимого на заводе сухого способа, приходится всего $1,5 инвестиций, мы же вынуждены вкладывать не менее $15. Помимо того, затраты непосредственно на производство очень сильно разнятся, скажем, в плане потребления топлива: на производство одной тонны цемента мы тратим около 220 кг условного топлива, а сухой способ, который еще не везде применяется, требует всего 100 кг. На текущие ремонтные работы заводов сухого способа можно выделять всего $3 из стоимости тонны производимого цемента, в нашем случае - это $20 на тонну. В реальности себестоимость тонны цемента в зависимости от состояния завода достигает минимум $70-90. За последние четыре года темпы роста себестоимости цемента составляют не менее 40% ежегодно. Если подобные темпы сохранятся, то к 2011 году себестоимость будет равняться сегодняшней цене продажи.

- Но как вы собираетесь повышать цены, ведь ФАС вас ограничивает?

- Без уведомления ФАС мы имеем права повышать цены не более чем на 5% в квартал. Если выше этого порога - обязаны проинформировать ФАС. Там наше письмо рассматривается. К примеру, если цена неконкурентоспособная, несправедливая, ФАС может возбудить административное дело. Чтобы избежать подобных трений, нам было рекомендовано идти на биржу. ФАС совместно с ФСФР обозначила правила, по которым определяется справедливая цена: если 10% цемента России реализуется на бирже - это и есть рыночная цена.

В 2006 году объем наших продаж через торги на бирже составил 3,5 млрд руб., в 2007 году - уже 48 млрд руб. В прошлом году более 40% цемента, производимого "ЕВРОЦЕМЕНТ груп", было продано через биржу. На бирже - более 2 тыс. клиентов. Кроме нас присутствует много других производителей - "Мордовцемент", Вольскцемент, Щуровский цемент, китайские, белорусские, турецкие производители.

Только за последний год цена на цемент постепенно начинает догонять мировой уровень. При этом цены на основные составляющие производства (газ, электроэнергию) уже почти достигли мирового уровня. Хочу отметить: расходы на электроэнергию, оплату железнодорожных перевозок занимают более 60% в структуре себестоимости, а цена на металлургические отходы (шлак) за последний год выросла на 400%. Я думаю, что в 2008 году цена на цемент может повыситься не более чем на 15%. Эта цифра сопоставима с показателями инфляции.

Мы уже неоднократно предлагали нашим потребителям строить отношения на ясных, прозрачных условиях, на долгосрочной основе путем заключения соответствующих контрактов. Но, к сожалению, большинство из них отказались от этого предложения и продолжают работать с посредниками. И все-таки, я еще раз призываю наших потребителей заключать долгосрочные контракты, в которых были бы четко прописаны все условия, объемы поставок и цены на продукцию. Это поможет существенно снизить риск, связанный с возможным ростом цен на цемент, исключить недобросовестных посредников и избежать спекуляций на эту тему.

- А как продается еще 60% цемента, производимого "ЕВРОЦЕМЕНТ груп"?

- Раньше 90% цемента у производителей покупали посредники, причем фирмы-однодневки, и продавали строителям. Терялись миллиарды. Было время, когда около 80% цемента, производимого нами, также продавалось посредниками. Конечно, мы продолжаем работать с некоторыми трейдерами - через них реализуется около 25% нашего цемента; но мы уверены в них и в том, что они будут существовать не один день. Я не против посредников: если трейдер может оказать комплекс услуг, необходимых мне и потребителю, то я готов с ним работать. Но это должны быть долгосрочные прозрачные отношения.

Часть цемента мы продаем сами. Кстати, параллельно борьбе с перекупщиками мы стали бороться с коррупцией внутри своей компании. В "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" около трехсот с лишним человек, занимающихся сбытом. Уверяю, от желания менеджера зависит многое, и они тоже берут взятки. Все, кто брали взятки в нашей компании, сидят в тюрьме. Все эти меры помогли нам вывести из тени миллиарды долларов.

- Во сколько вы сейчас оцениваете теневой рынок цемента в России?

- Его объем точно упал до одного миллиарда долларов, но он все равно существует.

- Какую долю "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" занимал на рынке в прошлом году?

- В 2007 году в РФ было произведено 61 млн тонн цемента, из которых на "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" пришлось 24 млн тонн. В 2006 году мы произвели 22 млн тонн, прогноз на 2008 год - 27 млн тонн. Средние темпы роста компании за последние пять лет составляли около 12% в год.

Наши мощности сегодня позволяют производить 28 млн тонн цемента в год. Когда мы покупали эти заводы, на бумаге их мощности были обозначены как рабочие, но реальными оказались не более 16 млн тонн. А все потому, только задумайтесь, ежегодно выбытие мощностей по РФ происходит на уровне 2-3 млн тонн! Все почему? До этого времени цементная отрасль была мало кому интересна, в ее развитие ничего не инвестировалось. Многие относились к цементу как к отходам производства. Если в энергетике, газовой промышленности до 17% от стоимости цены товара вкладывалось в развитие, в случае с цементом эта цифра была равна нулю. Когда потребление цемента находилось на уровне 27-30 млн тонн в год, а мощности составляли 90 млн тонн, никто и не думал вкладывать средства в развитие производства! Можно было за счет демонтажа одной печи ремонтировать другую. Как результат с начала 90-х по 2000 год российская цементная промышленность потеряла около 20 млн тонн мощностей.

Когда два года назад ФАС занималась проверкой "ЕВРОЦЕМЕНТ груп", я говорил всем, что через год цемента не будет. Надо было в первую очередь остановить выбытие мощностей. Первые результаты уже есть: если в 2006 году производственные мощности всех цементных заводов на территории РФ оценивались в 68 млн тонн, то в 2007 году это уже 73 млн тонн, причем ни одного нового производства построено не было.

- Вы говорите, что новых заводов до сих пор не строилось, но в ваших планах это станет основной статьей расходов, так?

- Мы подготовили программу по строительству новых производств мощностью 25 млн тонн цемента. Изначально она была рассчитана до 2017 года. Однако, когда был запущен нацпроект "Доступное жилье", развитию всего рынка, и цементной отрасли в частности, был дан мощнейший толчок. Темпы роста строительства в 2007 году составили 28%, а по разным направлениям отрасли строительных материалов - 15-18%.

Сейчас цементный бизнес стал инвестиционно привлекательным, теперь рентабельность составляет 27-30%. Интерес к этому бизнесу подтверждают цены, по которым уходят на аукционах карьеры для строительства новых цементных заводов. По стоимости они сравнимы с нефтяными и угольными месторождениями. Недавно в Ростовской области месторождение было приобретено за 700 млн рублей, в Ульяновской области - за 500 млн рублей.

Учитывая эти показатели, мы полностью пересмотрели старую программу. Теперь мощности по выпуску 25 млн тонн цемента должны быть введены до 2011 года. Это девять заводов сухого способа, каждый мощностью около 2,2 млн тонн. Восемь из них будут построены на территории действующих производств. Параллельно мы будем заниматься переводом всех старых заводов на сухой способ. В планах - реализовать эту часть программы до 2012 года. Все заводы должны быть заложены в течение ближайших шести-восьми месяцев, иначе мы не успеем.

- Это же потребует грандиозных капиталовложений?

- Объем инвестиций в программу оценивается в $8 млрд, или около $1,5 млрд в год. Из них около $5,5 млрд будет направлено на строительство, $2,5 млрд - на модернизацию. В 2007 году мы уже вложили $650 млн.

- Что может помешать этим планам?

- Во-первых, на рынке ощущается очень серьезная нехватка специалистов в сфере проектирования цементных заводов. Например, когда мы проводили модернизацию Савинского цементного завода стоимостью $20 млн, после запуска производства произошел взрыв, потому что в угольном отделении угол наклона газохода должен быть равен 45 градусов, чтобы угольная пыль не залеживалась, а наши проектировщики сделали 18 градусов. Не хватает и квалифицированных специалистов для работы на заводах.

Во-вторых, в стране отсутствуют крупные компании в области промышленного строительства. В-третьих, полностью отсутствует цементное машиностроение. В СССР был завод "Волгацеммаш", который строил две-три технологические линии в год. Сегодня он не работает. Рынок в этой сфере поделен между западными компаниями. И что делать, если мне надо в сжатые сроки заложить восемь заводов? Одна компания не успевает, приходится работать сразу с несколькими. В нашем случае мы привлекли датскую, корейскую, китайскую и две немецкие компании.

- Не хотите построить собственный машиностроительный завод?

- Наша основная деятельность - производство цемента, но в существующих условиях мы должны будем построить этот завод. Весной "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" запустит такой проект. Конечно, совместно с партнерами, так как у нас нет ни соответствующего опыта, ни необходимых лицензий. Объем инвестиций - не менее $3 млрд. Для меня самое главное в партнерстве - это технологии, но если другая сторона хочет участвовать в проекте и деньгами - замечательно.

- Уже есть участок? Определены технические параметры завода?

- Мы выбираем. У нас есть договоренность о площадке в Липецкой области в особой экономической зоне. Есть вариант расположить завод в Ульяновской области. Основное требование - близость к машиностроительным и металлургическим предприятиям, а также наличие высококвалифицированных специалистов. Мощность завода - три-четыре технологических линии в год, что достаточно для обеспечения ввода новых мощностей объемом 10 млн тонн цемента в год. Площадка требуется небольшая - около 50 га.

- ФАС вроде бы рассматривает возможность отменить ввозные таможенные пошлины на цемент, чтобы предотвратить дальнейший рост цен. Как вы относитесь к этой идее?

- Мировой цементный рынок оценивается примерно в 2,5 млрд. тонн, из них 1,2 млрд. приходится на Китай. При этом ежегодный прирост мощностей в Поднебесной составляет около 60 млн. тонн. Что важно, сегодня Китай 40% своего цемента производит даже не старыми технологиями, но почти ручным способом. Это негативно сказывается на качестве продукции, поставляемой, в том числе, и в нашу страну. Это с одной стороны. С другой стороны – несколько мировых компаний, в частности LaFarge, Holcim, Heidelberg, контролируют почти 80% европейского рынка. Если все иностранные компании получат возможность неограниченного выхода на российский рынок, это позволит им путем соответствующих договоренностей между собой установить нужную им цену. Это приведет к неминуемой потере отечественной цементной промышленностью своей инвестиционной привлекательности, которая только сейчас начала появляться. Необходимы время и кропотливая работа, чтобы отрасль встала на ноги.

Поэтому я считаю, что решение нашего Правительства абсолютно оправдано с точки зрения существующей на сегодня цели – сбалансировать рынок цемента, снизить риски, связанные с ажиотажным спросом на продукцию цементных заводов. Но, вместе с тем, я уверен, что отмена ввозных таможенных пошлин на цемент – временная мера. Для защиты российского производителя цемента заградительные пошлины должны быть не только на уровне 5%, но и должны быть повышены хотя бы до 15%. И я убежден, что наше Правительство это понимает и предпримет шаги, направленные на поддержку отечественных производителей цемента, дальнейшее укрепление инвестиционной привлекательности отрасли.





Контакты Партнеры
Все права защищены © 2006 - 2017
Деловые Информационные Системы
   Rambler's Top100    Рейтинг@Mail.ru